Мастер-класс «Как проверять информацию в современных медиа»

21 мая 2021 года в региональном центре развития публичной дипломатии и международных отношений имени Е.М. Примакова прошел мастер-класс советника медиагруппы «Россия Сегодня», профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» Олега Дмитриева на тему «Как проверять информацию в современных медиа».

Олег Дмитриев предложил участникам лекции формат интерактивного общения – присутствующие могли задавать в ходе беседы любые интерсующие их вопросы. Речь шла о типах информации, ее источниках и определении достоверности. К примеру, говоря о типах информации лектор разделил ее на официальную, на информацию пресс-служб, и на информацию экстренных служб (полиция, центры оповещения).

Отвечая на вопросы аудитории, он рассказал о “подводных камнях”, с которыми сталкиваются медиа – “копи паст” – то есть с дословным воспроизведением неподтвержденной информации, “сарафанным радио” — искажением фактов при перепечатке или переводе с иностранного языка, с фактоидами — непроверенной или заведомо ложной информацией, которую выдают за факт.

А вот для того, чтобы опредедить насколько правдива новость спикер посоветовал найти первоисточник информации, затем – альтернативный источник и проверить социальные сети. Дал он и рецепт распозования фейковых новостей – как правило в них нарушены причинно-следственные связи, довод не соответствует тезису, а выводы никак не соотносятся с реальной действительностью.

После этого Олег Дмитриев уже на примерах громких международных событий рассказал как именно была выявлена заведомо ложная информация. При этом он дополнял примеры реакцией новостных агентств на информацию, подробно разбирая смысловые и семантические акценты публикаций.

Также лектор пояснил, с помощью каких инструментов можно оценивать важность информационного события для аудитории. Для этого нужно оценить какова угроза для жизни людей и как их жизнь изменится вследствии этого события. Он посоветовал аудитории обратить внимание на то какие цифры, факты и детали делают событие важным. И добавил, что недостаток информации об экстремальном событии может вызвать у людей чувство опасности и привести к распространению паники.

Отвечая на вопросы слушателей, он рассказал о стадиях восприятия новости – это осознание, популярность и падение интереса. А также о том, что современным медиа просто необходимо визуализировать информацию иллюстрациями и инфографикой для лучшего восприятия.

В завершении общения слушатели получили практические задания – они отвечали на основополагающие вопросы: о том, кто выступает источником информации, кто является сторонами конфликта, есть ли на событие две точки зрения и присутствуют ли в сообщении эмоционально заряженные слова, которые влияют на его восприятие.

Скачать презентацию

Фото: Анар Мовсумов
Источник: Самарский университет